Существуют ли информационные системы, позволяющие ломбарду по реквизитам, указанным на платежной карте МИР или иных операторов получить все необходимые сведения указанные в ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ? |
ЦБ не указывает на конкретные источники инфо и базы данных для целей определения паспортных данных держателей карт. ЦБ обращает внимание, что проверка определенных сведений в отношении физлиц возможна только путем изучения оригиналов документов (паспорта РФ и т. п.) или использования ЭЦП (ЕСИА и аналогов). |
Согласно пункту 2.1 Положения Банка России от 12.12.2014 № 444-П» (далее - Положение № 444-П) в целях идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца некредитная финансовая организация (далее - НФО) самостоятельно либо с привлечением третьих лиц осуществляет сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями. 1 и 2 к Положению № 444-П, документов, являющихся основанием совершения операций.
Порядок проведения мероприятий по проверке информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце, в том числе сбора необходимых сведений и документов, указание способов взаимодействия с клиентом при запросе сведений и документов, необходимых для проведения идентификации (обновления идентификационных сведений), а также особенностей взаимодействия с клиентом, который обслуживается с использованием систем дистанционного обслуживания, должны быть установлены правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) в соответствии с Положением Банка России от 15.12.2014 Следует отметить, что в соответствии с нормами статьи 3
Федерального закона № 115-ФЗ мероприятия по подтверждению достоверности сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, проводимые в процессе идентификации, осуществляются НФО с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий. НФО также может использовать иные источники информации, доступные ей на законных основаниях.
Согласно пункту 2.4 Положения № 444-П отдельные сведения, подтверждение которых не связано с необходимостью изучения НФО документов, удостоверяющих личность физического лица (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, иная контактная информация), могут представляться клиентом (представителем клиента) без их документального подтверждения, в том числе со слов (устно).
Следовательно, сведения, связанные с необходимостью изучения документов, удостоверяющих личность физического лица, не могут быть представлены без документального подтверждения. Обращаем внимание, что согласно пункту 5.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным. имуществом., вправе использовать представленные клиентом в целях идентификации и (или) обновления информации сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом, Федеральный закон 115-ФЗ, допуская право использования усиленной квалифицированной электронной подписи, не исключает возможность использования простой электронной подписи для подписания документов в целях идентификации.
|
Является ли
нарушением требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ в части идентификации выгодоприобретателя перечисление суммы займа по реквизитам платежной карты предоставленным клиентом без установления всех указанных в ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ сведений в отношении держателей карты при наличии письменного заявления клиента, что держателем карты на которую перечисляется заем является он сам?
|
ЦБ указывает, что при выдаче займа на карту принципиальным является не то, на чье имя выдана карта (чье имя указано на карте), а то, кто реальный ее держатель и получатель денег. В этом смысле ЦБ указывает, что ломбард должен сделать все, чтобы идентифицировать получателя и риски не проведения проверки возложены на ломбард, для целей ПОД/ФТ нужно получить все нужные документы от клиента и удостовериться, что держателем карты является сам клиент и деньги не будут направлены на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. |
Одновременно отмечаем, что, принимая во внимание определение понятия «выгодоприобретатель», установленное пунктом 3 Федерального закона № 115-ФЗ и пунктом 1.1. Положения 444-П, ситуация, описанная в обращении, не содержит прямой связи между выгодоприобретателем и держателем банковской карты, на которую перечисляется займ.
Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 11. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или. иным имуществом, вправе отказать ‚в выполнении распоряжения клиента о совершении: операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция. совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
|
Вправе ли ломбард поручить идентификацию иному лицу (например, кредитной организации) в отношении держателя карты для целей выдачи потребительского займа? |
Поручать идентификацию клиента другим лицам ломбард не вправе. |
Исходя из положений Федерального закона № 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее … Федеральный закон № 115-ФЗ) обязанность по идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца должна быть исполнена непосредственно ломбардом и не может быть поручена третьим лицам.
|